В Воронеже представители креативных сфер обсудили перспективы арт-кластера

Разговоры о его создании велись еще во времена ректорства в Академии искусств Эдуарда Боякова (2013-2015 г.г). Наши делегаты ездили в Москву, смотрели тамошние чудеса, включая один из самых успешных проектов бизнеса на креативе – Центр дизайна ARTPLAY. Что-то подобное должно было возникнуть и у нас —  но не возникло. Бояков уехал, и тема эта затихла до поры.

Что же такое ARTPLAY?

На секундочку представьте себе – целый город дизайнеров. Людей с безупречным вкусом, фантазией и руками, растущими откуда им Бог велел. Город мигунов. Читали в детстве?

В 2008 году возник первый в России креативный кластер, где в одном месте на площади 3 гектара в помещениях бывших цехов теперь обитают более 500 архитектурных  бюро, дизайн-студий, шоу-румов с полным спектром товаров для ремонта и строительства. Кинотеатр, репетиционные базы для музыкантов, выставочные залы, кафе и даже, ёлки палки, каток на крыше. Это я еще не все перечислил. Там всё в процессе расширения.

Отдельно стоит упомянуть, так называемый, консорциум независимых профессиональных образовательных учреждений, в число которых входит Британская Высшая Школа Дизайна, Мастерская индивидуальной режиссуры, Школа компьютерной графики Scream School и Архитектурная школа МАРШ.

И это, друзья мои, бизнес. Никаких соплей вроде «помогите бедным художникам, они два дня не видели хлеба». Это честный, открытый, и, ненавижу это слово, успешный бизнес.

В 2014 году Сергей Десятов был признан лучшим предпринимателем Москвы вместе с Дымовым, который делает колбасу для богатых москвичей и руководителем HeadHunter Юрием Виравцом.

Два года назад Управляющая компания ARTPLAY начала свой проект «Центр творческих индустрий» в Санкт Петербурге. 100 000 кв. метров и абсолютная административная и финансовая поддержка региональной власти. Это у них «стратегический инвестиционный проект». Не знаю, что это значит, но звучит убедительно!

И вот по приглашению Группы компаний Хамина Сергей Десятов приезжает в Воронеж с целью разработать концепт Артпарка для будущего Технополиса, о котором мы писали ранее (ссылка).

И сразу же Сергей Десятов повел себя странно для приглашенной звезды. Он захотел поговорить с людьми. Без чиновников, без первых лиц компании-заказчика. По душам, на чистоту. И это сразу подкупает.

Не даром вспоминали вчера добрым словом Илью Ценципера, который сам того не ведая создал столько проблем воронежскому бизнесу, запустив машину дизайн-регламента без общественных обсуждений. Он же художник, что с него взять. Кроме вдохновения.

И это первое, и самое важное, отличие от всех попыток сделать наш город культурным центром с чистыми фасадами и любовью к опере.

Инициатива исходит от бизнеса, а не от власти. Никто не будет гнуть через колено, если нет понимания зачем.

И потому первым делом – формируется это самое понимание, что нужно людям, чего им не хватает настолько, что они не просто тихо грустят об этом на кухне, а готовы заплатить денег, чтобы это получить.

Каждому участнику встречи была вручена анкета, в которой один из вопросов примерно так и звучал: «Часто ли и с какой целью вы со своей семьей бываете в Москве или других крупных городах?» Чего вам, креативные, умные, талантливые не хватает в вашем городе?

Тезисно, о чем говорили воронежцы и Сергей Десятов:

Маргарита Масленникова, предприниматель:

Арт-кластер – это идея, идеология, это не просто площадка для бизнеса, это то, что может менять город

Сергей Десятов:

Если для этого есть основания в Воронеже, мы хотим создать некую структуру, где художники и творческие люди, бизнесы, нуждающиеся в поддержке в рамках творческого кластера, могли функционировать на особых условиях, но не бесплатно. Они своей деятельностью должны привлекать людей, потоки зрителей и внимание СМИ. То, что мы делаем – это создание синергии творческих бизнесов и обычных коммерческих структур, которые, можно сказать условно, паразитируют на потоке, который создают творческие люди

Илья Бейлин, урбанист:

Воронежу не хватает образовательной площадки, своего рода, бизнес-инкубатора для креативного класса, чтобы Воронеж был конкурентоспособным

Валерия Робустова, блогер:

В Воронеже есть, где детей развлечь, но мест, где можно посмотреть современное искусство в Воронеже крайне мало

 

Елена Яковец, общественник:

Нет в Воронеже места, где творческая молодежь могла бы проводить время не по расписанию, учиться играть на гитаре, экспериментировать, общаться. Альтернатива – пока только фудкорт в торговых центрах

Сергей Пономаренко, директор концертного зала:

Хотелось бы поменять отношение к Воронежу. В городе многое изменилось за последние годы. Например, с появлением Ивент Холла стало понятно, что сюда могут приезжать исполнители мирового уровня, и это интересно не только жителям Воронежа, но и нашим соседям из других областей

Я надеюсь, что этот процесс обсуждений не остановится, не забьется в пузырь узкого круга урбанистов. Потому что это тема гораздо шире и важнее, чем разговоры о фасадах и клумбах.

Здесь прячется ядерный реактор перемен в головах и кошельках воронежцев. Когда всем уже очевидно, что эпоха перепродаж прошла, а эра кофеен на своем конечном витке и должна переродиться во что-то по-настоящему креативное и мощное. Когда деньги будут вырастать из идей, воплощаться во что-то реальное и крутое и притягивать тысячи желающих купить этот образ жизни, эту атмосферу, этот драйв.

Чувствуете, какой энергией заряжено это ещё не сочиненное пространство?

Не знаю, какие выводы для себя сделали приглашенные гости. Пока еще нет ни одного удачного примера реализации арт-кластеров не в столицах. Прозвучала Казань, но там история больше связана с IT-разработчиками. Дизайнерам скучно даже в Казани, и они уезжают в Москву, Питер, Берлин …

Получится ли в Воронеже удержать этих молодых и рьяных, жаждущих славы и внимания понимающей публики? Пример Wizart Animation, нашей мультяшной гордости, конечно, вдохновляет. Но кроме них у нас пока никого нет. Нет россыпи маленьких и красивых студий, потому что основной заказчик в Москве, там можно заработать вырасти профессионально и получить внимание той самой понимающей публики.

Как заметил Сергей Десятов: «Москва – это гигантский пылесос для высасывания талантов из провинциальных городов»

Музыканты, художники, мастера Handmade живут в Воронеже и зарабатывают на чем-то другом. Прожить, продавая свои работы, пока очень трудно.

Совершенно очевидно, что тема спроса завязана на возможностях и уровне понимания целевой аудитории. Спрос будет расти вместе с ростом доходов и культурного уровня воронежцев. И это системный процесс.

Хорошо, что это понимают в группе компаний Хамина. Иначе не было бы идеи Технополиса, и не позвали бы одного из лучших в стране экспертов по созданию творческих кластеров Сергея Десятова в Воронеж.  И мы бы в этот вечер сидели бы по своим норкам и не обсуждали, чего нам не хватает для полного счастья в нашем любимом городе.

И вот, что еще примечательно — тот же ARTPLAY в его нынешнем виде созрел не сразу. Несколько лет до этого были не вполне успешные попытки запуска креативного кластера на других площадках Москвы.

И хорошо, что этот опыт у них есть. Меньше иллюзий и больше точных ходов должно быть в этом дебюте. Без лишней романтики там, где, казалось бы, так легко сбиться на пустую риторику о разумном, добром и вечном, которое нужно сеять. Без надежды на урожай и планов на его реализацию.

Как же нам всем не хватает порой разумного цинизма. Во всём. И особенно в вопросах экономики творческого процесса.

Надо учиться, друзья, и не ждать милостей от бюджета.

 

Партнёрский материал

В ТЕМУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ