«Никогда такого не было, и вот опять»
Виктор Черномырдин
Кто эти люди?

Режиссер Галина Зальцман, 41 год, окончила актёрский факультет ГИТИСа (курс А.В. Бородина), режиссёрский факультет Театрального института им. Бориса Щукина (курс Ю.Н. Погребничко), магистратуру Школы-студии МХАТ (руководитель В.А. Рыжаков). С марта 2022 года – режиссёр «Театра на Васильевском».
Галина обладатель премии «Золотая Маска» за, насколько мне удалось выяснить, спектакль «Я нанял убийцу» по фильмам Аки Каурисмяки. Спектакль этот был поставлен на сцене драматического театра в городе Шарыпово Красноярского края. Для понимания — наш Борисоглебск с 60 тыс населения чуть не в два раза больше.

Кроме того Зальцман, много и бесстрашно работавшая во многих провинциальных театрах, ставит не меньше в столице. В РАМТе, Театре им. Вл. Маяковского, Театре Российской Армии, «Современнике», Театре им. Евг. Вахтангова и т.д.
При этом выбор материала для постановок самый разнообразный — от Тургенева до Пулинович. От рассказов Кустурицы или сценария Тарковского до адаптированного для современной публики Мольера.
«В основном у меня происходит ужасно сложный, а иногда даже отвратительно трудный выбор темы и материала, который бы отвечал актуальному контексту времени и моим ощущениям мира. А делать что-то в режиме просто так, не включая мозг, сердце и душу, для меня невозможно» (Из интервью Галины Зальцман Известиям Удмуртской республики 11.01.2024 г.)
Запомним это.
Об авторе пьесы Максе Фрише я совсем ничего не знал до этого спектакля. Теперь знаю немного, и решительно хочу узнать больше.

Начнем с того, что Макс Фриш родился и умер в Швейцарии. Много путешествовал, какое-то время жил в США, был популярен в Советском Союзе за свои левые взгляды, и много издавался. Может быть поэтому в девяностые, когда стали печатать Солженицына и Платонова, мне глупому юному филологу он был мало интересен. И очень зря.
Швейцарец Фриш во время второй мировой войны два года прослужил на границе своей страны. И поскольку Швейцария соблюдала нейтралитет, в военных действиях не участвовал. По крайней мере я нигде и ничего об этом не нашёл. Ярый антифашист и пацифист, всю свою жизнь он пытался честно и открыто говорить о язвах человечества, был до неприличия актуален, продолжая с трудом, но верить в отрезвляющую силу искусства.
Он начинал как журналист и писатель, потом решил резко сменить сферу деятельности и стал отличным архитектором, как и его отец. И только в начале 50-х он принимает решение уйти из «семейного плена» по его выражению, и сосредоточится на литературе. А там, на секундочку, две дочки и сын.
Фриш разъезжает по странам и континентам, нигде не задерживаясь надолго. Он живет в Японии, в Берлине, в рейгановские восьмидесятые переезжает в Америку. И только на закате жизни возвращается в свой родной Цюрих. С надеждой смотрит на советскую Перестройку и умирает от рака в 1991, так и не увидев, чем всё закончилось.

Пьеса «Бидерман и поджигатели» была впервые поставлена в Цюрихе в марте 1958 года. И это произведение сочетает в себе традицию классической драматургии с тем, что дали театру Бернард Шоу, Торнтон Уайлдер, Бертольт Брехт и, конечно, апологеты абсурда Эжен Ионеско и Сэмюэл Беккет. Это трагикомедия-притча с элементами фарса и абсурда.
«Театр — политическое заведение, даже абсурдизм, который казалось бы уклоняется от политической роли театра, на самом деле её играет: публика, которую удовлетворяет абсурд, привела бы в восторг диктатора — ведь она знать ничего не желает о причинах кризиса, но лишь упивается тем, что её пугает, своим отдыхом в апокалипсическом садочке…» (Из доклада Макса Фриша «Писатель и театр», 1964 г.)
Запомним и это.
Над спектаклем работали: художник Дмитрий Разумов, видеохудожник Алексей Бычков, художник по свету Тарас Михалевский, композитор Ярослав Борисов.
В ролях: Готлиб Бидерман — Андрей Мирошников, Бабетта Бидерман — Мария Малишевская, Анна, служанка — Людмила Гуськова, вдова Кнехтлинг — Анастасия Новикова, Шмиц, Вельзевул — Иван Маркушев, Айзенринг — Михаил Гостев, Полицейский — Андрей Новиков, Гусь — Игорь Скрынников, Хор пожарников: Андрей Аверьянов, Никита Чумаков, Игорь Прудской, Виталий Шилов, Олег Петров.
Что они делают?
Сюжет пьесы прост и почти близок к вожделенному Чеховым единству времени и действия. Если бы не сцена Ада в финале, в постановке Зальцман ставшей прологом всей истории. В дом богатого бизнесмена, владельца завода парфюмерии Готлиба Бидермана, стучится странный посетитель. Господин Бидерман не решается выгнать нахального здоровяка по фамилии Шмиц, и тот как-то тихой сапой оказывается на чердаке его дома. История из серии — дайте попить, а то так кушать хочется, что переночевать негде.

Ситуация усугубляется тем, что в округе участились случаи поджогов, которые совершают таинственные «переносчики», предпочитающие для свои делишек именно чердаки. Ни сам Бидерман, ни его жена не осмеливаются выгнать бывшего борца и нищеброда Шмица, до последнего убеждая самих себя в том, что нужно верить людям, а это точно не «переносчики». Хотя всё буквально говорит об обратном. Шмиц приводит своего товарища, отсидевшего за поджог, и они вдвоём набивают чердак Бидермана канистрами с бензином.

Бидерман вместо того, чтобы вызвать полицию, пытается подружится с поджигателями, но всё тщетно. Бикфордов шнур уже протянут и спички, чтобы его поджечь даст никто иной, как хозяин дома. Такая вот — злая ирония и сатира. Так и вижу карикатуру в советском «Крокодиле» — пузатый и глуповатый фабрикант поджигает фитиль, сидя верхом на бочке с порохом. А на боку бочки крупными буквами — ПОРОХ и фашистская свастика.

Макс Фриш, как считают критики, пытался с помощью этой пьесы исследовать феномен возникновения фашизма в просвещенной Германии. Того, что «развивается постепенно и происходит внезапно».

И если вы не читали пьесы, или не смотрели спектакль, вам может показаться, что это слишком выпуклая сатира. Швейцарский «Фитиль». Однако это не так. Текст Фриша слишком хорош и многослоен, чтобы так о нём судить. Начнем с того, что Макс Фриш — очень хороший, возможно даже великий писатель. И любая его фраза — отточена до мучительного совершенства. Он работал медленно и кропотливо над своими текстами. И могу сказать совершенно уверенно — пьеса «Бидерман и поджигатели» — пример литературы высочайшего уровня и качества. В ней важно всё — каждое слово и каждая реплика. Поэтому мне безумно жаль вырезанных речитативов хора пожарников, который в спектакле Камерного превратился в почти безмолвную компанию жёлтых миньонов из «Гадкого я».

Однако это не самое главное моё разочарование. Бог с ним с хором. Свою роль он сыграл. И свою долю абсурда и инфернальности привнёс. Хуже то, что вся история Бидермана сделана так, что свастики на боку этой бочки нет и в помине. Никакого политического контекста — только абсурдистская притча о человеке, который пилит сук на котором сидит, плюёт в колодец, который пригодится и прочая и прочая. Такое ощущение, что режиссер всеми силами пытался сохранить «апокалипсический садочек», где страшно и весело, но без намёка на причины. И уж упаси боже, без аллюзий на современность.

Это поучительная басня с моралью и эпилогом. Что зло повсюду, и все мы не без греха. Вернее, не мы, а люди, мало чем на нас похожие. Немцы. Что с них взять басурман.
Пьеса-сказка «Дракон» Евгения Шварца, написанная и впервые поставленная в 1944 году, была под запретом до 1962 года. Потому что театр не может быть вне времени. Иначе это не театр.

Можно было поставить такую злую и острую пьесу антифашиста Макса Фриша так, чтобы в ней не было никакой политики? Галина Зальцман наглядно доказала нам, что можно. Звучат немецкие песенки 50-х годов, романтик Брамс и строгий Пёрселл, и вся эта конструкция незаметно смягчает градус политического памфлета до символа, аллегории. О вечном и бесконечном. Из той другой неполитической плоскости — рассуждений и высоких идей. Зло, добро, жизнь, смерть. Впрочем, я уже повторяюсь.
Что у них получается?
Надо отдать должное мастерству постановщицы, эта изящная театральная шкатулочка сделана со вкусом.

Есть здесь и элементы буффонады, и яркая сценография, и картонные горящие спички с шикарным черно-белым семейством Кнехтлинга. И даже периодически, как и положено в современном театре, прорывается четвертая стена. Но всё это происходит настолько деликатно и с таким милым прищуром, что ни у кого из зрителей не возникает какого-то дискомфорта, неизбежного при выходе из привычных рамок. И это большой талант — так мягенько упаковать взъерошенного забияку Фриша. Не всякий сможет.

Почему так получается, вопрос риторический. А как ещё можно работать с таким материалом, чтобы случайно не попасть своим камнем в чей-нибудь огород? Объясняй потом, что и кого ты имел в виду под этими самыми поджигателями. «А вы кого имели в виду товарищ Берия?». Помните старый анекдот.
Так что будем считать этот эксперимент вполне удачным. Каждый из зрителей останется при своём, никто не пострадает, и ещё останется время зайти попить кофе или чего покрепче в соседнее заведение. И там уже интерпретировать, сколько твоей душеньке угодно. Если будет желание.
Актёры у нас хорошие!
И это правда. В Камерном театре замечательная труппа. И если отвлечься от этого «актуального контекста времени» и посмотреть на спектакль Зальцман как на яркое театральное представление, то можно получить истинное удовольствие, наблюдая за работой Андрея Мирошникова и Михаила Гостева.

Для Мирошникова — это чуть ли не первая главная роль в Камерном театре, если мне память не изменяет. А Гостев, кажется, может быть кем угодно. Даже мамой.

Напрашивается тут какой-нибудь вывод. Но его не будет. Уже после спектакля, один из коллег журналистов сказал: «И даже Брехт у них появился в сцене, когда Бидерман-Мирошников обращается к публике с вопросом «а когда вы поняли, что они поджигатели?». Нет, друг мой, это не Брехт.
Фото Алексея Бычкова
ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)
Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.
Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10
- Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 6
- Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) – 6
- Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 5
- Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 4
- Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) – 6
- Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 8
- Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 7
Средний бал – 6,0 (1 – в топку вместе с рецензией, 2- ну, не так всё страшно, 3- почему бы и нет, 5 – это интересно, 6 — сходите, обсудим, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)

