Пожалуй, это было самое единодушное проявление восторга, которое мне приходилось наблюдать на Платоновском фестивале. А может быть, это проекция собственного впечатления повлияла на оценку? Попробуем разобраться.
Кто эти люди?
Жако ван Дормаль – бельгийский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Его история подкупает своей неординарностью. Пережив в детстве тяжелую родовую травму, Жако решил, что жизнь – это бесценный дар, который надо беречь всеми силами. Долгое время будущий кинорежиссёр работал клоуном и веселил детей.
В 34 года он снял свой дебютный фильм «Тото-герой», получивший приз в Каннах и сделавший ван Дормаля знаменитостью и главной надеждой киносообщества Европы. Однако он не спешил. Только через четыре года вышел его следующий фильм «День восьмой», точно так же обласканный критиками в Каннах.
И только через 13 лет вышел в свет его самый известный в России фильм — «Господин Никто». Последняя картина «Новейший завет» была показана на Каннском кинофестивале в 2015 году.
Можно сказать, что это один из самых неторопливых гениев современного кинематографа. Даже Теренс Малик, вышедший из долголетнего затвора, после «Древа жизни» снимает чуть не по фильму в год.
Мишель Ан де Мей – бельгийская хореограф и танцовщица. В 1990 году создала свою собственную танцевальную компанию «Astragales». И самое главное – Мишель – жена режиссёра Жако ван Дормаля.
Хореографическая труппа и техническая команда из Бельгии «Kiss&Cry». Могу сказать, что все настоящие профессионалы. Все переходы между сценами и локациями, переключения камер отточены и заметны ровно настолько, чтобы зритель мог краем глаза видеть рабочий процесс и наслаждаться сочной картинкой на экране.
Что они делают?
Как только ты входишь в зал, сразу обращаешь внимание на большой экран над сценой. Под ним несколько человек в черном, макеты самых разных локаций – от детской комнаты до разрушенного войной города, кинематографическое оборудование и главные действующие лица этого действа – пальцы.
Указательный и средний палец — ножки человека. Они ходят, танцуют, крутят руль автомобиля, плавают в бассейне. Всё, что они делают в сооруженных для них игрушечных пространствах, транслируется на большой экран. На экране мы видим некие киносюжеты, а рядом с экраном, вернее под ним или за ним тех, кто это кино делает и снимает.
По сути – это кинотеатр и съемочная площадка в одном месте.
Сопровождает этот процесс голос за кадром. Для воронежских зрителей текст был переведен и записан заново. Принял в этом участие залуженных артист РФ Анатолий Белый, на секундочку –актёр МХТ им. Чехова.
Голос за кадром призывает зрителей поиграть в массовый сеанс гипноза: «На счет три вы заснёте. Раз, два, три – вы спите»
И уже усыпив бдительность зрителя, голос предлагает поговорить о смерти, разновидностей которой он знает десятки и с удовольствием их перечисляет : «мягкая, жесткая, легкая, неожиданная…». Дальше следуют семь новелл о семи смертях, главные герои которых, повторюсь, пальцы.
Что получилось?
Я очень люблю фильмы Жако ван Дормаля. За их красоту и человечность. И ещё за его невероятную изобретательность. Антон Долин сравнивал ван Дормаля с Жаном-Пьером Жене, автором «Амели». Правда он считает, что «Амели» проповедует «уютную неомещанскую мораль». Что звучит как-то обидно для одного из самых красивых и добрых фильмов 21 века.
Но не будем задерживаться. «Господин Никто» и «День восьмой», как впрочем и «Новейший завет» — для меня однозначные шедевры, которые я буду пересматривать не раз. Как и упомянутую выше «Амели».
Жако ван Дормаль – поэт, прекрасный рассказчик и визионер. Он умеет показывать свои истории, как мало кто в мире. Поэтому я уже заранее ожидал красивой картинки и ожидания эти оправдались с лихвой.
Что касается историй, рассказанных тихим загробным голосом, историй о семи смертях – нельзя сказать, что они потрясали или открывали заново мир. Если Финци Паска можно назвать Экзюпери в цирке – настолько поэтичны и многослойны его тексты (см. отзыв о спектакле «Для тебя»), то в «Холодной крови» текст звучит забавно, интересно, но при этом в нём нет подтекста, двойного, тройного смысла, нет шифров, свойственных настоящей поэзии.
Это скорее игра в истории, которых никогда не было или они уже случились в том вымышленном, запредельном, игрушечном мире, проекции настоящего, но утрированного до отказа.
Смерть авиапассажира, единственной жертвы аварийной посадки только из-за того, что он не мог воздержаться от посещения туалета. Или смерть мужчины, раздевающего стриптизершу, от застежки, которую он случайно проглотил, расстегивая зубами её лифчик. И т.д.
Мне кажется, что видеоряд в этом художественном пространстве важнее, первичнее. Ну и музыка, конечно.
Я больше чем уверен, что вначале были пальцы. В последнем фильме ван Дормаля есть сцена, где танцует рука, вернее пальцы руки, потерянной одной из героинь, нового апостола дочери вредного Бога.
Этот сон с танцующей рукой дочь Бога придумала для грустной девушки, внутри которой звучит музыка Генделя.
И получается, что режиссер для всех нас придумал сон, длящийся чуть больше часа. Грустный, забавный, трогательный сон. И к каждому из нас подобрал музыкальный ключик. Поскольку по его теории из всё того же «Новейшего завета» — в каждом человеке звучит его музыка.
Что такое эти пальцы? В фильме – это нежность, близость, это часть человека, потеряв которую, он перестаёт быть самим собой. Он закрывается, засыхает в своём прекрасном теле-склепе.
С первых же кадров «Холодной крови» транслируется примерно такая же мысль. Иногда прикосновения рук, нежность кожи любимого человека – это единственное, что остаётся в памяти и проникает за пределы земного круга.
Руки – это лучшая часть нас, это физическое проявление наших душ, наша нежность, наша надежда. Помните фреску на потолке Сикстинской капеллы Микеланджело?
Руки , пальцы не могут быть без того, кто ими управляет. Это метафора человека, как части большого замысла. Так мне кажется.
Но всё это не так важно. Можно выстраивать десятки версий того, что означают пальцы, кроме того, что я уже сказал.
Но самое главное, понять, что если это сон, который для нас придумал автор, то в нём его правила. Ты либо принимаешь их и плывешь по волнам всех семи анонсированных смертей, либо сидишь как дурак и думаешь, что это за херня здесь происходит?!
И если ты принимаешь этот сон, подаренный тебе щедрыми руками бельгийских товарищей, то пробуждение ото сна будет таким же плавным и легким, как и его начало.
Голос Харона выводит тебя из царства мертвых всё тем же старинным методом – на счёт три.
Гаснет свет. «Вы проснётесь. Раз. Два. Три. Вы проснулись»
На секунду зажигается свет. Под потухшим мертвым экраном стоят улыбающиеся артисты и операторы.
А Голос говорит последние и самые важные слова, которые холодной волной окатывают тебя с головы до ног и выбрасывают какой-то волшебной пружиной из твоего сонного кресла в самую гущу оваций.
«Вы живы!»
Что вы упустили, не сходив на этот спектакль?
Есть такое выражение – объяснить на пальцах. Это значит – объяснить доходчиво, показательно, в мельчайших деталях, чтобы всё было предельно ясно.
Жако ван Дормаль и его прекрасная супруга Мишель на пальцах нам показали, как прекрасна жизнь, как хрупка она, как уязвима. Сколько в ней простоты и нежности, сколько глубины и гармонии.
И ещё они показали, как из игрушек и фантазии рождается искусство. Как под разным углом зрения мы можем видеть жизнь, которая иногда выглядит суетой и мусорной кучей, а на самом деле полна тайн и чудес.
В конце концов, вы потеряли возможность лишний раз почувствовать себя по-настоящему живым.
ШКАЛА ГАРМОНИИ (авторская разработка авторов портала gorsovety.ru)
Для людей, которые любят конкретику, и которым некогда читать большие тексты рецензий.
Оценка спектакля (художественного произведения) по нескольким критериям по шкале от 1 до 10
- Оригинальность – (1- нет, 5 – где-то я такое видел, 7 – раньше я такого не видел 10- что это было?) – 10
- Яркость (декорации, спецэффекты) – 1-нет, 5 – симпатичненько так, 7- хорошо прям, 10- вау!) — 10
- Трогательность (эмоциональность) (1 – нет, 5 – мурашки(одобрительный смех), 7- пощипывает глаза(смех без контроля), 10 – заплакал) – 9
- Катарсис (1 –нет, 5 – задумался о вечном, 7- еще раз задумался о вечном 10- переосмыслил всю свою жизнь) – 8
- Художественная ценность (1 – нет, 5 – а в этом что-то есть, 7 – в этом точно что-то есть, 10 – шедевр) — 9
- Историческая ценность (1 – нет, 5 – возможно, 7 – более чем возможно, 10 – однозначно есть)- 8
- Посоветовать другим (1-нет, 5 – если других дел нет, 7- сходите, обсудим, 10 – обязательно идти) – 10
Средний бал – 9,1 (1 – в топку вместе с рецензией, 5 – это интересно, 7 – надо идти, 10 – так не бывает!)